Приятного просмотра

Час истины от 09 10 26 Быт и нравы на Руси Московия Передача 2

Опубликовано: 5 лет назад
8 398 просмотров
👎 6
Скопируйте и вставте на Ваш сайт

Описание


Субтитры

Если же пир предстоит большой то всюду наблюдать самому а кухни в разделочной и в пекарне а блюда на столы подавать поставить умелого человека а напитки к столу подавать по хозяйского выставления так говорилось в домострое настольной книги русского человека средних веков разделе наставления ключнику по случаю пера.

Как праздновали и пировали наши предки мы продолжаем цикл программ а быте и нравах на руси у нас гостях история отмела найденова и михаил дмитриев достичь людмила найденова окончила исторический факультет московского государственного университета кандидат исторических наук старший научный сотрудник автор более 50 статей.

И монографий по древней русской культуре и истории русской православные церкви михаил дмитриев выпускник исторического факультета московского государственного университета доктор исторических наук профессор исторического факультета омгу автор книг а публикации по истории православной культуры восточных славян а владимир красное солнышко владимир.

Святой когда ему предлагали вот иудейскую веру мусульманскую веру католическую и рот насколько я помню мусульманам он ответил так что молд есть руси веселье пить и не можем без того быть вот такой братья вы не включили вот как только речь заходит там или о русском народе или русской истории или а об антиалкогольные кампании довольно во время отсюда сразу от вас как ведра.

Тогда когда мы к этой фразе подходим к действительном таком историческом контексте то речь идет о том что один из важнейших институтов любого общества в том числе древнерусского общества особенно в киевские времена это и суд княжеского пера когда вокруг князь вокруг правителя будь то правитель франкский варяжские русский там какой угодно.

Собирается его дружина и во время этого пира князь как бы возобновляет свои отношения лидера со своими помощниками подданными они обмениваются ударами собственно в это время красит распределяется вот собранные то они распределяются трофеи и разумеется это все одновременно ритуал который предполагает возлияние на тогда кстати вот еще не было как мы знаем до 5.

Владимир сказал что есть руси веселье пить и речь шла о том что дружине которое собирается регулярно вокруг князя необходимо организовывать пиры для того чтобы функционировала власть и общество как они функционируют и без пера наше государство наше общество не функционирует upper разумеется предполагает то что есть некие бодрящие напитки но к пьянству как таковом от не.

Иметь никакого отношения к большому счету и вот мне кажется что то что историки показали в частности ну здесь доступных нам историков вот трудов верни историков которая таких вещах много чего то арон я клич гуревич сравнить недавно скончавшийся классика мировой медиевистики который очень много писал о том что значит пирс скандинавских обществах в обществах архаических вообще.

Но мы знаем что киевское общества был общества во многое во многом сформированная него всем конечно и скандинавскими влияние тоже не знать что конечно скандинавы варяги привнесли к нам в эту традицию собирать первые там выпивать или напиваться но самое главное наука называется историческая антропология и более традиционный аналог который.

Называется критическое изучение источников они показывают что нам нужно давно уже отказаться то нелепого чтобы быть а мама мягкое слово стереотип о том что якобы там летопись владимир сидевшие вокруг него там жрецы дружинники только и думали о том как бы за воротник заложить да и соответственно это проблематике вот людмила трон не.

Даст соврать имеют прямое отношение к празднику да на празднике очень часто до веселья дело не было особенно вот вы упомянули в этом контексте плохо как похороны и праздник сочетаются нашем нынешнем восприятие не какое-то антиподы а с точки зрения реальные культуры средних веков похороны и праздниках близнецы брать на безусловно вот и поэтому вот возникает вопрос а что же.

Такое праздник да и что такое был в реальной жизни праздник или древние русского человека или человека московской руси какие они были в чем собственно суть дела в том дистанция который отделяет наше понимание вот связаны с теми вещами которым сказала борисович от того что на самом деле понимал под праздником и делал во время праздника русский человек.

Пока еще живота поколение которое помнит песням трудовые будни и праздники для нас разведена однозначно совершенно праздник это когда значит не работаешь а раз вот работаешь и праздник то это уже совсем новый человек вот что в древнем древнерусскому и средневековом русском обществе ну конечно приходилось много работать но праздновали не потому что радовались что.

Есть возможность ничего не делать вот а отмечали какие-то важные события поворотные судьбе человека это конечно так и вот если говорить о современном человеке по свадьба это праздник соединение двух любящих сердец вот если говорить о свадьбе средневековые то получается так что дело доходило иногда и до самоубийства жениха или невесты.

Если их у совершенно насильно выдавали замуж в таком случае они родители самоубийцы получали церковные наказание вот ну конечно это крайний случай но тем не менее он дает возможность представить себе насколько не радостно мы не праздничным могло быть такое радостное в нашем восприятии события как свадьба не говоря уже о том что сам само.

По себе вот свадьба это было не столько празднества сколько ритуал соединение обряд двух людей и существует мнение но скажем романов такой интересно известный историк его высказывал что церковное таинство венчания на руси прижилось где-то в 14 веке а и до того совершался вот этот обряд соединение людей в семью вот и здесь было все строго очень.

Обусловлено и оговорено и невесте скажем вовсе не возбранялось где-то и поплакать во время подготовки к этому радостному событию вот потому что это было прежде всего для труда для сохранения рода для сохранения жизней венчание совершению таинства брака в котором жених и невеста перед священником и церковью дают свободно и обещания взаимной супружеской верности и.

Союзах благословляется таинству брака совершается а среди церкви перед аналоем на котором находится крест и евангелие и при этом бывает сначала обручение а вслед за ним венчание во время обручения жених становятся по правую сторону а невеста полевую священник трижды благословляет их зажженными свечами и дает им вроде эти свечи и как знак супружеской любви благословенные.

Господи после болезни к богу о даровании всяких благ и милости обучаемым священник благословляет обруча и ты кольцами заранее положенными на престол для освещения за обручением следует венчание при этом священник молит господа благословить брак и ниспослать наступающих него свою небесную благодать как видимый знак этой благодати священник возлагает на них венцы.

Сочетающиеся браком пьют вино из одной подаваемым чаши в знак того что с этих пор они должны жить единодушно мы называем это праздником я бы назвала это скорее вот не праздником как таковым а вот совершением обряда регулирующим важные моменты в жизни человека и конечно как мы относится похороны и нужно сказать что счет погребальный обряд.

Он пожалуй один из самых таких вот ну скажем так рутинных там соблюдается такая четкая последовательность всех действий на протяжении очень длительного времени потому что это очень важный момент в жизни человека это переход из одного мира в другой мир вот ну а уж ежели на поминках напьются и забудут по какому поводу собственно начиналось и это уже другой.

Разговор и он для русской церкви всяком случае в казачестве сам видел был на похоронах в танец и там четко пришли деды выпили 3 рюмочке встали и ушли то есть все да то есть очень от жестко здесь да никакого пьянство такого не предполагала где предполает уже стали больше советской уже на долю лизе и там где-то то даже одну интересную деталь можно.

Добавить вот у нас сейчас всюду распространился обычай да вот перед портретом покойного во время поминок ставить рюмочку с водкой положительно рюмочку с водкой начинает а на самом-то деле вот насколько я так могу судить тебя для меня конечно побочный сюжет таких интерес речь шла о том что ставили какой-то сосуд с водой и квали кусочек.

Лет почему потому читалось что душа покойного имеет возможность еще омыться в воде перед тем как она пройдёт через вот мытарства так называемые не имеющих ничего общего с чистилищем металлическом это важный момент и покойник ну таскать представлены душу еще можешь вот перед этими мытарствами или путешествием в мир значит горние вот еще и подкрепиться а у нас все было у нас часа у нас сейчас.

Место значит воды водки наливает это видим один вот из тех элементов о которых борисович сказал что советское время омская даже не советскими просто время ну последние свои последние сто лье джек проще очень много вырывают из реальных традиций в частности вот такая таскать некая извращенность так что ты худший а с другой станут людмила петровна.

Повернулась 2 для меня скажет что все убрать вот это праздник вот эта свадьба это значит вместе жениха и невесты невест потом плачет и давольно лёгкой но в этом как детей нарожали ничем не погода будет неурожай голод но все таки я бы не так уж мрачных рисовал бы древний русский быть там было много мрачного но как раз вот праздник он было хорош тем что в этом каждодневном.

Рутинным быть ее существовании друг какой теперь риф наступаешь тот наш с вами представления праздник да вот расслабиться на пиксель не напиться отдохнуть погулять повеселиться имеется очень что еще танцевать как танцевал древний русский человек 15 18 веке если он танцевал для него танец от вовсе.

Не увеселения как таковое а для него танец это более менее осознанные или забытый ритуал обряд который имеет на самом деле очень важные такие христиане кирова на магические цель и вот связи с этим опять-таки мы возвращались в проблем вот праздник это что вот опять такое светское увеселение которое прерывает тяжелую каждодневно сть или это что-то совсем другое и вот.

Исторически историк антропологически мы знаем что праздник конечно коренится именно в обряд на религиозные традиции и вот тут еще то что нил петровна упомянул очень важно да вот бориса лександ спама романов да вот он считал что мы с четырнадцатого века венчание со свадьбы соединились как бы христианизации произошла свадебной обрядности и насколько я знаю историк.

Висит на говорят что-то христианизации руси по-настоящему совершилось после монгольский период но в частности от видно по захоронениям когда у покойников действительно стали появляться крестики на шее но факт тот что тот период который нас интересует 15 17 век можно более-менее уверенно сказать что в 1518 когда же русская деревня была христианин.

Его туда возникает вопрос а что такое праздник в этой христиане zero ваной русской деревенской или городской среде и вот как там как раз не дай бог невеста и жених или кто-нибудь из них покончить жизнь самоубийством я честно вернется он думает что это всё-таки очень экзотические случаи русские горожанин женится или выходит замуж да вот что это реально значило в.

Их жизни да и в частности что значило тут соединение обряда венчания в церкви и свадьбы которая праздновалось потом в частном доме и насколько это было радостно с нашей сегодняшней точки зрения как понималось радость тогда насколько вот эти обряды которые тогда практиковались до сих пор практикуется макс японии пшеном например там или.

Угощение там молока amc клюква или там stiga ней оплетка якобы или подарок там плетки мы уже там или что-нибудь еще вот насколько это все было внятно людям шестнадцатом семнадцатом веке соответственно насколько вот они очиститель на размышляли о том что с ними происходит во время праздника и возвращаясь к вашему вопросу насколько.

Они тут приз алисе так сказать грозили в таком веселом смысле слова насколько они говорили нет мы тут что-то такое серьезное совершаем это дело такое не для веселья свадьбы этого действительно семья плодородия выживание дети продолжения рода связь с умершими и так далее электронный счет надо представить себе как у духовные миры русского человека того времени.

Точно к религиозной и поэтому праздник для верующего человека это возможность восславить бога по тому или иному поводу то есть если это таинство это таинство она при венчании в основе то лежит литургии то есть после литургии идет обряд венчания да значит соответственно это уже выслал восславим богу даже языческих вот ритуалах и ритмических танцах в основе.

Лежит то самое действовали не господа расслабление до бога 2 веры потом это трансформирует transformice трансформировалось и в итоге вот религиозная составляющая праздника она как бы ушла но например только может быть рождество и пасха сегодня вот четко связаны с необходимостью сначала вы.

Знаете 2 до революции некоторое время после не ищи троица было чудо кружится ну а еще и девушки наряжались и ходили с этим венками целый день по деревне хотя это было странно и пара но никто не работала троица почему-то было очень важным праздником это украшенные березами храмы в общем вот это был праздник который так сказать на целый день праздника так в принципе могли.

Сходить в церковь а потом вернуть в сразу но теистические времена-то господство атеистических времен на стороне справочнике атеистов разного рода они очень иронизировали что хорошо живут христиане какой день откроешь у них там праздник да ни один да иногда там и до 90 человек доходы которых праздновать можно в праздному не хочу получалась.

Такая вот своего рода безделья религии хотя религиозный праздник он вовсе не предполагает обязательно безделье и обязательно празднование всех праздников которые существуют в календарь сейчас ли дело в практике там русской православной церкви трапеза после праздника это важнейший воронеже составляющая но это не значит что это разгул и я города я тут еще раз замолвить слово завод.

Историков которые зарабатывают на черный или набиваем трудом вот то что людмила петровна сказала что вот висеть на в атеистические времена так говорили что праздник от мал для того чтобы побездельничать мужику там или горожанину выпить и так далее вот насколько я могу судить вот публикуемые сейчас в большом числе очень серьезные исследования который в частности иногда.

Долго лежали под стукнул показывают что например престольные праздники действительно очень бурно праздновали потому что это праздник только в честь только у престола в церкви себя снова сегодня что это праздниками вот непосредственно этого храма и этого эту борьбу он действительно она вливается работа вот празднуют устраивают трапезы так далее.

Выясняется поработать над но графу что скажем двунадесятый даже праздники далеко не так активно празднует именно потому что у крестьян в частности было чувство здравого смысла до 10 праздник тогда когда он падает навык странную пару да он не может так празднично просто надо работать вот возвращаясь к тому сколько праздников на самом деле отличалась древней руси.

Но иногда есть какие-то почти карикатурные подсчет что tmoll церковный календарь якобы позволял там мужикам или горожанам бездельничаешь до 150 дней году это тоже все таки я думаю достояние этой старой старые такой литературы на самом деле видимо количество дней когда действительно прерывался вот трудовой цикл был небольшой есть другой стороны вот я еще.

Раз подчеркну что нам нужно корректировать наш такие несколько упрощенное представление о действительности что чуть праздник особенно там был на 10 по даже не за своим преображением вот непременно народ перестанет работать скорее всего сулит потому что мы знаем теперь это был не так возвращаясь к проблеме свадьбы например.

И других праздников в том как в них сочетаются такие увеселительные моменты моменты не увеселительные вот сильно это важно еще раз скажу понять с точки зрения того что вот мы хотим действительно узнать о древнерусской культуре а московской русской культуре и впрочем а восточнославянской культуры в целом и о том что соединяет нас той эпохой.

И вот мне кажется что то есть одна очень важная вещь это слава богу сейчас возвращаются наряду с рождеством и пасхи такие и праздники ну в церковном таком обиходе соединенным со средствами хоть как то же самое например свадьба соединяем ее с венчанием и мы сейчас как раз имеем такую возможность напомнить самим себе или покопаться где-то и узнать что такое.

В этой древней русской традиции от это самое соединение свадьбы и венчания и что такое венчание например мне кое-что то есть некоторые вещи вот очень важно с точки зрения понимания специфики русской истории которые так или иначе хотя сейчас стало общим местом всегда оказывает связано со спецификой византийской православных традиций я в том что от венчание насколько я такси.

Могу представить в нормативных текст которые предлагала византийская традиция была действительно как людмила тронусь правильно сказала соединение двух любящих сердец хотя это очень такое модерна и оборудо но в отличие от католических норм да когда вот эта проблематика венчание очень тесно увязывалось с тем что человеческая природа греховная что этот.

Уступ к этой гадкой человеческой природе здесь выглядела иначе сучки и нормативных текстов говорили венчание это действительно в каком-то смысле выполнения даже в очень важно смысле богоугодного дела до эти венчание соединение двух судеб на всю жизнь и это дело богоугодное в том смысле что он не мужу кстати во славу боже да я что в нем ничего греховного.

Нет и вот тут очень важный момент вот насколько в древней русском обиходе скажем человек когда он свою дочку отправлял под венец или там цены то вот насколько он думал вот греховодник и как итог и думают о том как бы свадьба потом наш детей рожать а насколько тут понималось это все вовсе не с точки зрения греха а с точки зрения того что да вот это вот.

Религиозное начало в наш жизни присутствует именно в том смысле что и свадьба наш и детей нарожать ее семью иметь крепкую и то есть богоугодное дело во славу божью и вот тут возникает громадная конечно тему которая нам просто нужно всячески доносить до нашей публике до что есть что-то такое опять-таки незнакомые нам из-за короткости нашей памяти вот в этих.

Древнерусских обычаях в частности связанных с таким но абсолютно центрально для каждого человека событием церемониям праздником как свадьба и венчание с другой стороны из два других как раз похороны и и крещение рождения кресте я бы сказал бы что вокруг этих трех точек конечном нужно пытаться строить нашу историческую память да вот родился человек крестился.

А вырос венчался детей нарожал и потом похороны да вот эти вот три точки и составляют видимо едва ли не такой самый главный такой опорный такой остров в том как организован в большом жизненном цикле существование древнерусского человека последнее время когда мы берем от темами нашей программы средневековую историю русскую мы иногда пытаемся когда не.

Всегда получается но посмотреть на события происходившие в том числе мотивы там ивана грозного например там и вдруг мы выясняем что было время когда спасение души и подготовка к значит концу света вдруг меня ли вообще все понимание происходящего например с историю с иваном грозным тогда был очень важный момент и тут вот это православное колонн.

По понимание жизни и мировоззрение главное это было что спасение души коне и тогда получается что для спасения души не обязательно пиво ца но главное что иметь точки в календаре в регламенте жизни когда можно было всем вместе соборно скажем так словить спаситель да конечно и вот это вот прославление бога это одна тема праздника а собраться друзьям по поводу.

Неважно по какому чтобы вот организовать себе застолье это немножко другое с развлечениями от праздник и развлечение развить спасения души и услада да но я хочу вот опять же напомнить то о чем говорил михаил владимирович что и даже с pir он все равно носил ритуальный характер это просто другая вера другие.

Представления но он тоже был по-своему ритуале он еще так сказать выродился в пьянку но не была ею изначально а что касается отдыха то конечно но отдыхали ну конечно же отдыхали конечно же веселились вот и в этом смысле потеха и забавы конечно существовать что уж смеха что не было был конечно был хохотали хохотали церкви это не нравилось очень тогда до.

Того что вот если ребенок дергает отца за us to отцу смеяться при этом не полагается владелица гевара дорогая так можно парадно измельчили себе особенно из-за этого переживать то есть меха церковь не любила смех и вот в этом отношении церкви к смеху мне кажется рассказывается та насколько серьезно на к нему относилась и настолько значителен смех в принципе в жизни человека.

Вот если вы подумаете то чего не умеет животные мы выяснили что не умеет практически всё да они не умеет смеяться вот даже улыбаться пожалуй вот любящий хозяин скажет моя собака улыбается а вот хохотать она не может это вот такая вот очень человеческая черта без которой человек вероятность существовать нигде холоде говорят что смех это возможность такой разрядки да совершенно без.

Транквилизаторов да и поэтому ну да пыль и всегда шуты и были скоморохи были там медведи на цепях ну и так далее и были они не только у русских они были практически у всех но был это праздник самовоззрение да это праздник именно потому что наш с вами нынешняя психологии велит нам думать и где праздник там и забава размещение танцы пляски библии потребление другой.

Природы многочисленных товаров вот его качественно а вот если все таки мы держимся вот этой главной темы праздник дата там возникнет вопросов праздник он должен сочетаться со смехом или нет если он сочетается со смехом кто с какого рода с мехом если он сочетается с весельем то веселье предполагает ли смех как таковой возвращаясь к профи приписанные владимиру.

Святому там висели и пить это сказать веселье не в толстой что дружины соберется вокруг него и будет гоготать выпивая там одну за другой там чашки меда там или заморского вина будет веселиться по поводу того что вот государь есть государство есть там победа одежда суда щедрое адреса справедливо то и распределил все как нужно себе ничего не оставил вся его.

Власть как мы знаем держалась в основном на том что он говорил о все что мы с вами заработали завоевали собрались населения захватили да это же есть среди вас распределяют землю вам пока не дают надежду государственных нужд для национализации природные ресурсы остаются для всех а вот все что сверху доска ся вам распределяя сама стресс гол как сокол на.

И мы поэтому полу не будем веселиться нам нужно всячески ловить себя на слове и хватать себя за руку тогда когда мы думаем вот праздновали мол в 15 18 веке приблизительно так же как мы на самом деле между нами и ними лежит совершенно громадные вот такой пробел и пропасть особенно он чувствуется конечно в нашей стране от того что государство систематически начиная с 20-х 30-х годов.

Только дело что разрушала собираешься знаю то что любил петровна упомянула что вот мол атеистическое время магистраль сражались до 20 году сеть длятся и года в этом смысле были видимо громадном совершенно несопоставимо беспрецедентным низ постоянно ни с чем перелом и поэтому нам сейчас мы конечно было бы очень хорошо восстановить эту память о реальном характере реальных.

Праздников реального висели реальной радость реальной действительной с меховой стороне того иного действо вот ну и вот опять таки соизмеряя мрачная и жизнеутверждающую загадочно жизни утверждаю еще тоже была весьма немало это самое главное значит тут вскочил это скорее в голову такая вот идея 5 под гнетом большую церковь смехом.

Ул относилась так плохо ну в общем то наверное надо было бы поставить под сомнение но вот как раз и найти что-то это пожалуйста но знаете мне кажется что в этой православной традиции культурном смысле слова я никогда не взялся бы говорить таскаете церковно исторической точке день это русское православие вот нос культурной и исторической точки зрения вот я думаю что в этой культуре к.

С отношение к смеха было много более благожелательно примирительная чем в западноевропейском католическом начали да вот там действительно а то что описано замечательном классиком мировой культурологии нашим соотечественникам михалычем бахтиным вот там между карнавалом как праздником и церковным годом образуется очень тяжелые отношения нет тип на друг друга отрицают.

Тут православной культуре you как-то иначе если даже мы вспомним тот сюжет который имел петровна знает лучше чем кто-либо другой на всем белом свете домострое например да ведь там как говорится вот пьер вот гости пришли до непременно говорит наш автор тогда когда ты съел стоимость хорошего блага поблагодари порадуйся а если ты этого не сделаешь то там ангел который стоит за.

Твоим плечом огорчится и скажет не хорошо там себя ведешь а если дожди нужно писать и золотом или прогорклое ни в коем случае не говоришь на валах дрянь какая сталину и это во славу божию и ru послужило правильно ясно что и в этом тексте есть какой-то юмор ясно что с другой стороны вот этом тексте который нам предлагает но относиться к такому приятному событию.

Гости пришли стол накрыли выпили и закусили поговорили вот в этом есть какое-то очень такое добродушно барановичах желательно кира душ не обратите внимание очень ну православная в том смысле что видимо автором текста был семестр духовниками из розовой вообще все это прекрасно органически вписывалась именно в православную культуру московской руси.

Вот этот вот снова я вот хотел бы привлечь и все наше внимание к тому что вот есть что-то сильно особые в этой самой византийской русской восточнославянской жизни посоли с жизнью западной тут сразу мы значит должны сказать о а тостах то есть застольные речи это было тоже элемент культуры сейчас там тамаду можно нанять через интернет да раньше у.

Хозяев и все должны были словить были славе щеки даже такие специальные словить на гостей словить хозяев это было важно но за этим славословием тоже стоит определенная культура это не значит напиваться до они мы сейчас знаем что вот на кавказе там в некоторых народов пил только то стоящий страны и сидели слушали и эти разговоры могли быть там минута две три пять.

Текст мол произноситься а вот на руси что-то было подобное ой вы знаете мастерски хотя тут источников 2 сточник of у нас во первых на эту тему практически нет во вторых мне хотелось обратить внимание вот на что кроме того что словили соседа чуть ли не до 17 века продержалась традиция славит себя наберу можно было и похвастаться своими достижениями своими победами и все.

Должны были относиться к этому доброжелательно январь 23 замечательно как вот поезд а горе зла части где младом человек сильно не повезло он что он перехват стал ся на пиру он слишком много похвастался и горе-злосчастье за ним по в навоз одежде был в меру то было бы все хорошо к так что pir это вот место где нужны с.

Соседом подружиться и себя показать этого тоже такое вот проявление праздника ид эти самовыражение также когда тупицы возвращается потому что он борисевич сказал вот отит вопрос любопытство вот так люди совершали этот самый пресловутый акт коммуникации хотели просто там разговаривали перемигивались этом может быть иногда флиртовали ну вот это было бы невероятно.

Интересно узнать вот но по большому счету по строгому счет конечно вот периода который на сегодня в центре внимания 15 и 17 лет вряд ли когда-нибудь стоимость многое узнаем мы можем только проецировать то что мы знаем по этнографическим описанием 1920 адском например можем будем подсказку от вы жизни и надежные стоят а вот волоски это вот тоже понять вот иногда такие.

Есть такие лихие люди которых этот сказка прочитал там фольклорный текст пролистала я знаю что было в древней руси и совершенно особый источник который к реальности имеют высшей степени отдаленные от нашей но с другой стороны даже вот для этого временно кратос тогда вот мне тут кажется две вещи важны да вот то что у нас я сейчас опять таки немножко на злобу дня скажу.

Сейчас вырождается да вот насколько я так понимаю тебя почему-то мадонна люди разучились друг другу комплименты говоря на роятся разучились потому что смотрит как частный примерно на сам ящика что называется и молдова когда ящик это не туда и ведущего вроде вас который вот видешь начинать друг другом общаться правда и соответственно то что наверняка был такой вот важная сторона дела и вот.

Тут не то чтобы совсем было безнадежно и отношений потому что у нас есть записки иностранцев довольно многочисленный с самого начала 16 века даже может быть в конце 15 до 17 века очень много кто эти иностранцы тех кого принимают здесь в дипломатической миссии иногда там в торговой миссии что значит принимают иногда их приглашают в гости том числе обаятельна и вот насколько я так щас.

Прерываю все эти описания да они брат какие коварные эти русские люди бояре когда принимают bad ну сейчас давай-ка посол гостинки выпьет и за государя а сейчас еще раз государю семью а сейчас за патриарха сейчас за бояр который вокруг и по кодам и говорит под стол не упадешь не наскучит этими самыми рост слова то что я не помню чтобы они знали но вот то что речь произносил его.

То что старого нужно было выпить то что это был вот таким общением к что очень ритуале сирого насколько очень официозный это бесспорно что мы потеряли из того что было предок из этой культуры празднования например что вы приобрели например или сейчас тогда когда вот эти религиозные начала возвращаются в жизнь наше праздничное даже час на праздничное это семейное.

Праздничное мы теряем или мы значит приобретаем одни говорят вот сколько молд появилось такого постного нарочитого какого-то лицемерного соединение каких-то религиозных элементов и семейной жизни а другие скажут ничего подобного не постная нарочитая и лицемерная фальшивая появилась а появилось что то такое что делает эту жизнь нашу богач я часто не.

Очень рад за тех кто женится или там замуж выходит одна менно венчается свадьбы соединенные с венчанием на мой как это много лучше чем а свадьба без винча до представить жизнь и опять возвращаясь к похоронам но плохо но вот похороны без этого самого соприкосновения с миром вот потусторонним дается что цена уж очень печально а тогда когда вот это всё.

Встраивается так как это было начиная с христианских имен в контекст праздника праздника то есть общение сакральным до который говорит ну вот одна жизнь кончилась а вторая может быть и скорее всего началась чуть совсем иначе на визе вот древний русский человек в отличие от нас был космос и счастливым человек органично встраивал вот в это сообщение между миром горним миром доли есть.

Пример очень такие яркие даже в современных условиях я имел такое именно такую практику 0 дать их это когда отпевают человека который умер на пасху то есть человек вот который ушел от нас именно вот в светлую седмицу то есть фактически он сразу в известной степени идет в рай ну есть конечно не великий грешник.

В монастыре когда погибли монахи они были убиты альбиона пасу вот этих проповедях как раз священники и говорили что дьявол хотел оттуда ужалить их таскать в питу а на самом деле все получилось наоборот то есть они стали мучениками и ушли в царство небесное моментально вот конечная от богословие текст этот до далек но смысл в следующем что в.

Религиозной практике вот даже в на таком случае можно понять что с одной стороны это печать это так и говорилось словах по случаю а с другой стороны это радость да за них печать за себя рада за беда не имеющий ничего общего с нашим нынешним пониманию детей это другая за все . но если венчание кристины или крещение плюс кристины и на похороны значит плюс обряд.

Отпевание это вот частная жизнь человека включенные в некий годовой церковно такое церковно религиозный цикл до то скажем пасха разумеется сердцевину вот этого общественно религиозного празднования существования я вот хочу обратить внимание на то что вот даже в советское время нас была невероятная возможность и возможность часто использовалась.

Зацепиться за что-то очень важное в этой русской традиции есть текст гоголя знаменитый да вот там это входит его избранные места из переписки друзьями о том как вот в россии на руси празднует пасху и гоголь как более-менее сторонний но в том смысле что объективный наблюдатель говорит живший в италии как мы знаем очень долгое время территорию полюбивший да вот он говорит вот нигде.

Так как на руси пасху неправда есть невероятно поэтически совсем невероятным гением гением в том смысле что в одухотворенностью гения и гением как духом вот это все николай василич представлена кстати прекрасный элемент для того чтобы лишний раз напомнить о русской украинской и белорусской не различая группы перед потому что вот мы там прошлом году.

Проводили конференцию где одна из сессии была посвящена кто такой гога как его поделить русский он писатель украинские или русские вообще или мировое кли в этом делают гоголь напомнил тогда в начале сороковых годов что пасха составляет 79 этого вида жизни вот этого русского человека да ну не прошу него какая-то была задача такая воспитает и вот тут то что борисевич.

Сказал это вот именно тот же самый сюжет да вот именно от того что центр всего этого в отличие от католических традиций на где больше все-таки внимания уделяется рождеству да да здесь главный акцент поставлен на пасху и если кому-то так повезет без иронии что он умрет на пасху да ну с точки зрения восприятия твой с точки зрения их metformin физических каких-то реалий да это в.

Каком смысле знаку . но это само напоминание о том что москва составляла видимо в древней руси главный такой смысловой центр празднования что это знаешь это значило что-то христианское миропонимание была настроена такие оптимистического бертана воскрешение средства спасителем пасха буквально происхождение иудейские и.

Христианские праздники у дают мне отмечается в честь исхода евреев из египта празднование пасхи привносится идея ожидания миссии христианстве праздник в честь воскресения иисуса христа основной праздник православие отмечаются в первое воскресенье после весеннего равноденствия и полнолуния для вычисления до от празднования.

Составляются таблицы пасха ли у православной церкви пасха приходится на период с 22 марта по 23 апреля по юлианскому календарю так называемый старый стиль у западных христиан 26 марта по 23 апреля по григорианскому календарю обычно считают что в принципе средневековый человек вообще да вот.

Непременно вот смерти боялся очень на и действительно смерть драматически переживалось а вот исследования последних лет показывают что знаете есть большие различия между тем как воспринималось смерть в культуре православного мира по стране с культурой католического и протестантского мира и опять как связано с тем как понимается природа человека способность человека.

Самосовершенствованию как понимается самое отсутствии ли присутствие чистилище и возвращает от нас как ни странно вовсе не искусственно проблематику праздника да потому что вот если понимать тоже связано с похоронами как обряд или как праздник не в нашем нынешнем смысле слова да тот он не является таким напоминаем о пессимизме да конечно ради.

Своим когда рейс до я сказал пасхальную радость да много говорит и монахи некоторые даже молится и желают друг друга значит умереть на пасху вот эту не очень распространена то есть но это нормально для малыша не умеет на пасху но наряду с этим были все такие веселые сторону религиозными физически во всякого на праздниках дальнейшая стала.

Скажем великому посту или тоже шло сразу после пасхи за были такие моменты в жизни человека как рождение день рождения день ангела разные веществ и немножко убрать или и объезжает нужно поговорить о вот о военной службе ну в средние века это не так было потом это уже было сложнее но когда вы забирали рекрутов вот и человек который в в ратном деле сложил.

Голову за кого за род за царя за отечество но где-то со времен по моему ивана грозного стали писать вот это христолюбивом воинстве что и это ясно что это дело христолюбивом и тоже прямиком в рай христолюбивом воинстве до или вот за веру за царя за отечество да но мы не знаем как ты был все время знаем что это было в 15 18 веке не так как это было в 19 веке и вот есть одна.

Очень важная вещь которая может бы сейчас будет де санировать с нашими знаете ли нынешними настроениями да вот насколько погибали когда за отечество да что значит погибнуть за дела божии того разложено никогда не было понятия даже руси-россии такой вот и она не сформировалась еще а вы даже не погибали шли действительно гда на погибель даже как ни странно.

Сказать как на праздник заливе моли за землю а на самом деле главным образом почему христолюбивом воинстве погибали но за православие оторва слоя редки понято от не так мы сейчас понимаю церковной точки зрения здесь религиоведческих религиозной точки зрения погибали за то что вот в этом государстве сохранилась некое истинная вера.

Превратно это верование не превратное нас еще не важно главное чтоб текст которые производились в монашеской церковной среде так представляли эту тему да и вот человек воюющей или против там поляков и шведов в начале 17 века там или скажем против там немцев ну или тевтонов ливонцев времена ивана грозного или против татар а во времена многочисленных на что ногайского.

Крымских набегов хотелось бы вернуться вот на уровень семьи семьи и в святцах и в церковных книгах были записаны даты крещения даты рождения как-то вот они ему не потому что умирала мог ни даже и вот что праздновали праздновали дату рождения или так календарь был все идет в 16 веке праздновали нос советовались все-таки празднуют и родины и кристины.

То есть все таки от к 16 веку жизни рождение человека это было уже таким достойным пера с благодарением событиям вот это что крестить могли спустя там 40 дней могли спустя три года это уже другое вот это так свое ждали выживает не выживет или как-то там еще в общем то трудно сказать какими руководствовались мотивами но праздновалось уже и рождение но один раз вот тогда когда человек.

Водил серет это очень важный вопрос вот мы сейчас развалимся день рождения и там по вот это то мы не знаем потому что я подозреваю что праздновали один раз вот родился вот крестился вот крестился а дальше уже имела значение это собственно говоря достижение брачного возраста которые очень так вот плавал если было выгодно то можно было и по раньше как-то там.

Поженить вот ну а дальше уже на просто а зачем да ну день рожденья наш изменил нет нет королева вот они замечали был день она вела именины день панги народные названия праздника соединенного человеку святого я его церковной память перечень имен святых по дням церковного года содержится в святцы или месяц условия алфавитный список этих же имен издаваемые виде предложений крестьянскую.

Календарю называется именно словом каждый христианин в день церковной памяти своего святого небесного покровителя называется именинникам канонически термин для праздника эминент тезоименитства так всегда было принято называть именины коронованных особ тезоименинства царствующего монарха считалось в россии государственным.

Праздником посмотрите ярослав мудрый георгий и устроиться юрьевский монастырь то есть очень много будет посвящено его патрону вот не обязательно это должно быть в день каждый год в один и тот же день вот это праздновать но то что небесного патрона имя которого было дано при крещении чтили и.

Заботились его прославление это по-моему ясно но вот таких вот наших ежегодных решение не ошибемся положим там вот ну кого-то патрон его святой точно ангела на небе это вот святой георгий она примерно вот можно сказать даже с больше меньше бедностью не обращайся специально к литературе к источникам что он в эти дни или скажем в церковь которые вот словить именно.

Имея на это вода святого даст больше даров и конечно да он верит день скорее всего вот придет в церкви там закажет лишние молебен там батюшки то что будет связь между святым патроном и человеком но это почти без спорта я не могу привести никого примерно тут нет никакого сомнения и опять таки это вот лишний раз напоминает нам настолько мировоззрение человека даже тогда.

Казаться речь идет о празднике вот тогда но вот отлично от нашего мы сейчас ужасно себе любил да мы хотим наш день рождения отмечали вот я там и банов петров или борисевич или влечет я в такой день родился вот я например родился на 7 ноября мне так сейчас не те кто здесь два но такой себе руби такой вот я родился молдовой отец вспоминать а тогда действительно мы это видим более.

Менее мы можем увидеть на основе наших источников наш свет недостоверных что главное это была связь между патроном который вас защищаете как бы предстательству это за вас да и вами которые носите имя этого патроны опять-таки брать вот мы сейчас камень относятся нейтрально михаил новый борис ну там людмила но там что-то еще там амфилохия например а когда видим а вот с.

Точки зрения вот то что опять-таки мы скорее чего никогда не узнаем как историк есть только не будем проецировать данные 19-го века до это было что-то совсем другое вот выбор имени до связь между именем святого и самим систем кстати одна вещь не сейчас полностью упомянули сейчас что значит значит тогда когда человек рождался да вот сдаться видимо это потом не очень.

Вспоминал скажется так об этом есть пошла вот есть одна уверенность и не столько что скорее всего человек рождался приблизительно в то время когда празднуется день святого именем которого человека нарекли и это кстати соло историком недавно 1 по крайней не столько знаю только одного американского даниеля кайзера сделать это невероятно важное открытие взял большое количество.

Актов 2 плана 17-го века в основном связанных как раз там ну какие то были спорные дела щас не помню точно какие именно но актив которых было вот зафиксировано какое имя у человека тянущегося сам с другим человеком и так дате были еще не метрические книги мистических никтогда не было да и вот на основании вот этих вот актов которые были связаны одновременно с тем что были.

Сведения о том что там дали имя ребенку да вот ему удалось установить что там есть несколько сот таких актов да и есть связь между тем тогда когда человек рождается тем каким именем нарекаю в младенца и дальше он взяв эти сотня построил кривые такие до которые привели к одному удивительному важному событию в науке да вот нам удалось заглянуть в каком смысле в самую шли на sin темно.

Жизнь человека казалось что не было такого чтобы вот в массе через девять месяцев после поста постного периода человек рождался получает что в основном рождались через девять месяцев после масличного периода или после после пасхального периода или после успенского поста льда успенского поста то есть друг мы получили удивительно еще на возможность.

Сказать вы знаете никто рядом со свечами для различий не стоял но во время поста люди к посту относились и реки до серьезного га земли себя в своей такой вот интимной жизни курить а я хотел рассказать вам о ротко об одной сербской традиции южнославянские точнее что там не отмечают вот этот день рождение бухну отмечают конечно тоже то.

Без кофе феномен крест на слова они празднуют день святого в которой семья когда-то крестилась это семейный праздник обычно это или вот обычно не михаила архангела праздно большинство там сервов ты такой них праздник есть там совы сербского тот михаила и вот на архангела михаила мы всегда там звоним по телефону там общаемся что вот надо поздравить то моих друзей.

Сервов с крестной славой это собирается вся порубиться как они будут семья вся порода и они вот празднуют это вот такой очень интересный обычай у нас такого нет но в глубину вот природа человеческий он заложен там есть интересные такие параллели ну да бы скорее всего интерпретации благо такая что вот это большее развитие собственно родовых.

Начал по отношению или по сравнению с семейными началом то есть рот помните как большая семья и семья понято как род да вот она дается вот в религиозной праздничной жизни вот такой всплеск кого-то которую вы сказали да подводя итог что в нашей программы двигаясь по тихонечку все завершению вот я бы хотел поговорить в конце о том а что значило все-таки для как мы.

Выражаемся русской повседневности вот эта культура празднование человек ведь ощущал себя частью общества причем не только земного но небесного то есть он находился в гармонии с окружающей действительности может быть вот и это и являлось главным а для понимания как строились вообще праздники как человек жив он хотел жить в гармонии получить благодать стяжать духа.

Небесного духа святого и выстроить некую систему которая позволяла бы ему это сделать что можно что нельзя что допустимо что уже недопустимо чтобы всего это получалось вот некая такая вот лествица которые вы привела его куда-то я боюсь построил такое заключение по контрасту опять к с нашим временем наши.

2 тоже не составляет зоя то это логическая очень благодатная вот я бы сказал что праздник того времени не веселье в нашу ставляет злого да это не отдых даже в нашем смысле слова а это как вы сначала мне кажется справедливо заметили то вот тот момент или тот значит феномены событие в жизни который часто повторялись да когда восстанавливаются утверждаются.

Цветут новыми красками вот связи между человеком и обществом человеком и его окружением родом до человека над природой человеком и буква я бы дальше вы поставил бы на второе место блога потому что ему с исторической точки зрения выделяется зато лично достаточно праздника пример все праздник христианский что когда он есть вот эти языческие славе а не таскать глубоко.

Христе и и наконец третье овощ нас есть что то такое что в их культуре еще сохранялась что говорил о до того что мы хотим жить и в гармонии с природой при помощи христианских святых при помощи наших молитв or молебнов при помощи нашей приходской практике вот не был на самом деле такого острого против взять три уровня до с одной стороны восстановление подтверждения радостное.

Более-менее связи с социумом нас обществом и государством церкви на другой стороны подтверждения вот включенности в некий такой метафизические религиозно такой возвышенные цикл существования и стоять страны какая-то связь ну просто с самим фактом природного что вот эти все слои конечно в празднике присутствовали чем больше мы об этом будем помнить и.

Радоваться тому как они радовались и переживать так как они раз переживали вот тем нам будет по крайней мере интереснее существовать мы вера конечно эти в символе веры написано что чаю воскресения мертвых и жизни будущего века то есть люди готовились к спасению и другой сто вот то что мы говорим вот эта система мировоззрение эти уровни понимание себя в обществе в духовной.

Составляющей это помогало человеку выживать и преодолевать те трудности туса еду те проблемы в которых он постоянно сталкивался он же а вот в определенной системе координат он понимал что зачем и это чем очутился уверен наша программа подошла к концу я благодарю наших коллег за крайне телесную беседу ослами уважаемые зрители.

Мы прощаемся чтобы встретиться ровно через неделю и продолжить наше экскурсы в историю в поисках истины все удобно

Комментарии

Нет комментариев!